
Рис. 14.7. Представление в форме сфер-полосок основных аминокислотных остатков, взаимодействующих с естественной подложкой от Thymidylate Synthase, смоделированное и визуализированное Джулией Ньюдолл (Julie New-doll), UCSF Computer Graphics Lab (перепечатано с разрешения Silicon Graphics, Inc.)

Рис. 14.8. Половина пары стереоскопических изображений, демонстрирующая трехмерную молекулярную модель ДНК. Данные предоставили Тамар Шлик (Tamar Schlick), NYU, и Уильма К. Олсон (Wilma К. Olson), Университет Ратгерса; визуализация Джерри Гринберга (Jerry Greenberg), SDSC (перепечатано с разрешения Стефани Сайдс (Stephanie Sides), Центр суперкомпьютерных исследований в Сан-Диего)

Рис. 14.9. Трехмерная схема офиса (перепечатано с разрешения Intergraph Corporation)
ОБЩИЕ МЕТОДЫ ИЕРАРХИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Иерархическая модель системы создается вложением описаний ее компонентов один в другой с формированием древовидной структуры. При размещении узлов в иерархии с ними сопоставляется набор преобразований (чтобы узел корректно помещался в общую модель). В схеме офиса, например, рабочие области и кабинеты формируются через упорядочение (размещение) элементов мебели. Далее кабинеты и рабочие области формируют отделы и так далее вверх по иерархическому дереву. На рис. 14.10 приведен пример использования нескольких систем координат и иерархического моделирования трехмерных объектов. Данный рисунок моделирует движение трактора. При перемещении трактора его система координат и система координат переднего колеса движутся относительно глобальной системы координат. Передние колеса вращаются в привязанной к ним системе координат, которая, в свою очередь, вращается в системе координат трактора при его повороте.
ЛОКАЛЬНЫЕ КООРДИНАТЫ
В универсальных приложениях разработки модели строятся из экземпляров (преобразованных копий) геометрических форм, определенных как базовый набор символов. Каждый экземпляр размещается (с надлежащей ориентацией) в глобальной системе координат, привязанной к общей структуре модели. Различные графические объекты, которые будут использоваться в приложении, определяются в системе координат, которая называется локальной системой координат этого объекта. Локальные координаты также именуются модельными координатами или (иногда) главными координатами (master coordinates). На рис. 14.11 иллюстрируется определение в локальных координатах двух символов, которые можно использовать в двухмерных приложениях построения схем.

Рис. 14.10. Возможные системы координат, используемые при моделировании движения трактора. Вращение системы координат, связанной с передним колесом, приводит к повороту трактора. В глобальной системе координат системы трактора и колеса движутся

Рис. 14.11. Объекты, определенные в локальных координатах
МОДЕЛИРУЮЩИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
Чтобы построить графическую модель, к локальным определениям применяются преобразования, в результате чего получаются экземпляры символов в общей структуре модели. Преобразования, которые применяются к определениям символов в модельных координатах, чтобы придать им определенную ориентацию и перевести в определенную точку модели, называются моделирующими преобразованиями. Как правило, в пакете моделирования присутствуют следующие типичные преобразования: трансляция, вращение и масштабирование, хотя в определенных приложениях могут использоваться и другие преобразования.