Рис. 12.5. Три функции выравнивания цветов для отображения спектральных частот из диапазона примерно от 400 до 700 нм ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА
При объединении света от нескольких источников с различными преобладающими частотами интенсивность света от каждого источника можно менять, что позволит получить диапазон дополнительных цветов. На основе данного наблюдения была сформирована одна модель цвета. Оттенки, выбранные для источников, называются в ней основными цветами, а цветовой гаммой модели называется набор всех цветов, которые можно получить из основных цветов. Два основных цвета, дающих в сумме белый цвет, называются дополнительными. Примеры пар дополнительных цветов - красный и голубой, зеленый и пурпурный, синий и желтый.
Ни один конечный набор действительных основных цветов не даст всех возможных видимых цветов. Тем не менее для большинства задач трех основных цветов достаточно, а, используя расширенные методы, можно описать и цвета, не входящие в цветовую гамму для данного набора основных цветов. Имея набор из трех основных цветов, любой четвертый цвет можно описать с помощью процедур смешивания цветов. Следовательно, смесь одного или двух основных цветов с четвертым цветом можно представить некоторой комбинацией остальных основных цветов. В этом расширенном смысле можно считать, что набор из трех основных цветов описывает все цвета. На рис. 12.5 показан набор функций выравнивания цветов для трех основных цветов и указано, какая “величина” каждого основного цвета требуется для получения любого спектрального цвета. Кривые, изображенные на рис. 12.5, получены усреднением мнений большого числа наблюдателей. Цвета в окрестности 500 нм можно подобрать, только “вычитая” некоторую долю красного света из комбинации синего и зеленого. Это означает, что для описания цвета, близкого к 500 нм, можно только так объединить этот цвет с долей красного, чтобы получить указанную на диаграмме комбинацию синего и зеленого. Из сказанного, в частности, следует, что 1ЮВ-монитор не может отображать цвета в окрестности 500 нм.
Рис. 12.6. Три функции подбора цветов для основных цветов МКО
ИНТУИТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
Художник рисует картину, смешивая цветные, черные и белые пигменты и получая различные тени, оттенки и тона. Начиная с пигмента “чистого цвета” (“чистого оттенка”), художник добавляет черный пигмент, чтобы получить различные тени этого цвета. Чем чернее пигмент, тем темнее тень. Подобным образом различные насыщенные тона (tint) цвета получаются добавлением к исходному цвету белого пигмента, что делает его светлее при добавлении большего объема белил. Тона цвета получаются добавлением и черного, и белого пигментов.
Многие люди воспринимают понятия, связанные с цветом, на более интуитивном уровне, чем набор трех чисел, дающих относительные пропорции основных цветов. Обычно гораздо проще представить создание пастельного красного цвета, прибавляя белый к чистому красному, а темно-синеш - добавляя черный к чистому синему. Исходя из этого, графические пакеты часто предлагают палитры цветов с использованием нескольких моделей цвета. Одна модель обеспечивает пользователю интуитивный цветовой интерфейс, а другие описывают компоненты цвета для выходных устройств.