В ЭЛТ могут использоваться различные виды люминофоров. Кроме цвета, люминофоры различаются, в основном, по своему послесвечению, т.е. по тому, как долго они продолжают излучать свет (или по тому, сколько времени проходит, пока все возбужденные электроны не возвратятся в основное состояние) после прекращения действия электронного луча. Послесвечение определяется как время, за которое свет, излучаемый экраном, уменьшается до одной десятой своей изначальной интенсивности. Чтобы картинка на экране не дрожала, для люминофоров с небольшим послесвечением необходима высокая скорость регенерации. Люминофор с небольшим послесвечением может быть полезным в анимации, тогда как люминофоры с большим послесвечением больше подходят для изображения высокосложных статических картинок. Хотя величина послесвечения некоторых люминофоров может превышать 1 секунду, послесвечение обычных графических мониторов, как правило, составляет от 10 до 60 микросекунд.
На рис. 2.5 показано распределение интенсивности светового пятна на экране. В центре пятна интенсивность наибольшая, а в направлении краев она уменьшается по закону Гаусса. Это распределение соответствует распределению электронной плотности поперечного сечения луча ЭЛТ.
Максимальное количество точек, которое можно изобразить на экране ЭЛТ без перекрывания, называют разрешением. Более точное определение разрешения - это количество точек, которое можно разместить горизонтально и вертикально в одном сантиметре, хотя чаще говорят просто об общем количестве точек в каждом направлении. Интенсивность пятна распределяется по закону Гаусса (рис. 2.5), так что два соседних пятна будут различимы до тех пор, пока расстояние между ними будет больше, чем диаметр, на котором интенсивность каждого из пятен уменьшается до 60 % от интенсивности в центре пятна. Такое перекрывание показано на рис. 2.6. Размер пятна также зависит от интенсивности. Чем больше электронов в секунду получают ускорение в направлении люминофора, тем больше диаметр луча ЭЛТ и, соответственно, светового пятна. Кроме того, при увеличении значения возбуждающей энергии возбуждение распространяется и на соседние атомы люминофора, на которые луч не попадает непосредственно, что еще больше увеличивает диаметр пятна. В высококачественных системах разрешение, как правило, составляет 1280 на 1024, причем для многих систем возможно и более высокое разрешение. Системы с большим разрешением часто называют системами высокой четкости. Физические размеры графических мониторов задаются как длина диагонали экрана, размер которой варьируется от 12 до 27 дюймов или больше. Монитор ЭЛТ можно подсоединять к различным компьютерным системам, поэтому количество точек, которое реально можно отобразить на экране, зависит также и от возможностей системы, к которой подсоединен этот экран.
ДИСПЛЕИ РАСТРОВОГО СКАНИРОВАНИЯ
Самый распространенный вид графических мониторов, в которых используется ЭЛТ, - это дисплеи растрового сканирования, в основе которых лежит телевизионная технология. В системах растрового сканирования электронный луч пробегает по экрану сверху донизу по одной строке за раз. Каждая строка называется строкой развертки. При перемещении электронного луча по строке развертки интенсивность луча включается и выключается (или приобретает какое-то промежуточное значение), с помощью чего создается узор из освещенных пятен. Сама картинка сохраняется в области памяти, которая называется буфером регенерации или буфером кадра, где слово кадр означает всю площадь экрана. В этой области памяти хранится набор цветовых значений для всех точек экрана. Затем эти цветовые значения извлекаются из буфера регенерации и используются для управления интенсивностью электронного луча при его перемещении от пятна к пятну на экране. Таким образом, на экране “рисуется” картинка, по одной строке развертки за раз, как показано на рис. 2.7. Каждый участок экрана, который может освещаться электронным лучом, называется пикселем (сокращение от picture element - элемент изображения). Поскольку в буфере регенерации хранится набор цветовых значений, его еще иногда называют буфером цвета. Кроме того, в этом буфере содержится и другая информация о пикселях, а не