Любая точка, расположенная за активизированной плоскостью отсечения, удаляется. Таким образом, точка с координатами в системе (x,y,z) отсекается, если она удовлетворяет условию (7.52).
В любой реализации OpenGL доступны шесть дополнительных плоскостей отсечения, но их может быть и больше. Чтобы узнать, сколько дополнительных плоскостей отсечения доступны в конкретной реализации OpenGL, используется следующий запрос:
glGetlntegerv (GL_MAX_CLIP_PLANES, numPlanes); Параметр numPlanes - это имя массива целых чисел, в который вернется целое значение, равное числу дополнительных плоскостей отсечения, которые можно использовать.
По умолчанию в функции glClipPlane параметрам отсекающей плоскости А, В, С и D присвоены нулевые значения для всех дополнительных плоскостей. Кроме того, изначально все дополнительные плоскости отсечения отключены.
РЕЗЮМЕ
Процедуры наблюдения для трехмерных сцен имеют ту же структуру, что и при двухмерном наблюдении. Вначале создается сцена во внешних координатах (либо по определениям объектов в модельных координатах, либо сцена строится непосредственно во внешней системе координат). Затем задается система наблюдения, и описания объектов переводятся из внешних координат в координаты наблюдения. После этого описания объектов обрабатываются различными процедурами и в конечном итоге переводятся в координаты устройства.
В отличие от двухмерного при трехмерном наблюдении требуются процедуры проектирования для преобразования описаний объектов на плоскость наблюдения (плоскость проекции) перед преобразованием в координаты устройства. Кроме того, в операциях трехмерного наблюдения фигурирует больше пространственных параметров, для описания которых можно использовать аналогию с камерой. Система наблюдения задается центром проекции (положение камеры), вектором нормали к плоскости наблюдения N (направление линз камеры) и вектором верха V (“верх” камеры). Положение плоскости наблюдения устанавливается вдоль оси z системы наблюдения, и описания объектов проектируются на эту плоскость. Для перевода описаний объектов на плоскость наблюдения можно использовать методы параллельного или перспективного проектирования.
Параллельные проекции бывают ортографическими или косоугольными, и их можно задавать вектором проекции. Ортографические параллельные проекции, на которых наблюдается несколько граней объекта, называются аксонометрическими. Чтобы получить изометрическое изображение объекта, используется аксонометрическая проекция, которая представляет с одинаковой перспективой все главные оси. Широко используемыми косоугольными проекциями являются косоаксонометрическая и кабинетная проекции. Перспективные проекции объектов получаются с помощью линий проекции, которые сходятся в центр проекции. В параллельных проекци ях сохраняются пропорции объектов, а перспективные проекции уменьшают размер удаленных объектов. При перспективном проектировании кажется, что параллельные линии сходятся в точку схождения, при условии, что линии не параллельны плоскости наблюдения. Можно получать инженерные и архитектурные изображения с одно-, двух- или трехточечными перспективными проекциями в зависимости от числа главных осей, которые пересекает плоскость наблюдения. Косоугольная перспективная проекция получается тогда, когда линия, соединяющая центр проекции с центром отсекающего окна, не перпендикулярна плоскости наблюдения.