Обилие рендереров (или программ для рендера) объясняется, с одной стороны, развивающимися вычислительными алгоритмами, с другой - оптимизацией этих алгоритмов под определенный круг задач (архитектурная визуализация, промышленный дизайн, спецэффекты в кино и телевидении).
Рендереры в наиболее общем понятии - это независимые программы (стэндэлон), которые используют свой собственный формат файлов исходных данных, включающие в себя описание геометрии, камеры, источников света, свойств визуализируемых поверхностей (шэйдеров) и так далее^^-файлы для Mental Ray, rib -файлы для PRman и т.д. и т.п. Пакеты трехмерной графики часто могут быть использованы в качестве графического интерфейса для подготовки необходимых данных для рендереров. В таком случае такие пакеты должны иметь возможность экспортировать созданные с их помощью трехмерные сцены в файлы соответствующих форматов и далее использовать выбранный (стэндэлон) рендерер для непосредственной визуализации.
Рендереры так же могут быть в виде подключаемых модулей или plugin^ для 3d-программам. В таком случае генерации промежуточного файла не происходит, и для нечного пользователя в меню рендереров появляется дополнительная строка: render with (отметим, что hi-end пакеты трехмерной графики, как правило, имеют свои собственные -родные» рендереры (native render)).
Поскольку пакеты трехмерной графики и рендереры создаются зачастую разными коллективами разработчиков, то вполне естественно, что возможности рендеринга при помощи plugin’a уже, чем возможности оригинального стэндэлон рендерера с тем же названием.
В крупных компаниях с большим числом сотрудников рендеринг выделяется в отдельную ветвь производства со своим штатом специалистов, что позволяет более полно использовать возможности культивируемого в этой компании рендерера и более эффективно решать производственные задачи.
Мне хотелось бы немного написать о различиях между понятием “продакшен рендер” и просто плагин для рендера. Обычно начинающие пользователи, используя какой-нибудь рендер (часто просто плагин для рендера), который быстро считает Global lllumi-nation, уверены, что это лучший рендер и ничего больше не надо. Мол, он рендерит мне красивую картинку - и все хорошо. Может, для домашнего пользователя это и достаточно, но для реального продакшена умение рендерить красивый GI стоит чуть ли не на последнем месте, хотя это не значит, что рендер не должен этого уметь.
Главным аспектом при выборе рендера для серьезного производства обычно является гибкость, расширяемость, широта возможностей и программируемость рендера. Разумеется, к домашним пользователям и маленьким фирмам, где всего 3 человека, это практически не имеет никакого отношения, они часто выбирают рендер, руководствуясь принципом, что рендер должен быть простым в настройке и делать все сам красиво без сложных настроек и тем более без вмешательства программистов. Наверное, не надо объяснять, что это правило никак не подходит для реального производства, так как любое ограничение рендера выльется в серьезные ограничения и проблемы в работе, потому как задачи в серьезном производстве, как правило, гораздо масштабнее.