Если в списке Mode выбрать команду Exclude, то неучтенными при расчете освещенности окажутся объекты, находящиеся в поле Objects (рис. 5.140).
Для удаления одного из объектов или очистки поля щелкните правой кнопкой мыши по имени объекта или по любому месту поля и в контекстном меню выберите нужный пункт Remove (удалить один объект) или Remove All (удалить все) (рис. 5.141).
Флажки PyroCluster Illumination и PyroCluste Shadow Casting работают при подключенном модуле Py-roCluster.
При создании источника освещения Target Light создается Null Object, который является мишенью для источника освещения и контейнером для любого объекта, на который должен быть нацелен свет. Анимируем движение, например, примитива Cone вдоль криволинейной траектории, при этом сделаем так, чтобы источник освещения Target Light следил за перемещением Cone как за целью.
Создайте источник освещения Target Light, примитив Cone и сплайн Spline.
В окне менеджера объектов щелкните на тэге Target Expression «Cone» (в форме мишени). В окне менеджера атрибутов откроется окно Target Expression (рис. 5.142).
В появившемся диалоговом окне (рис. 5.145) введите имя объекта, который будет использоваться в качестве пути. Имя этого объекта - Spline (можно ввести только первую букву S).
Перетащите в поле Target Object имя Cone (рис. 5.142).
Откройте окно хронографа (главное меню Window -> Timeline).
Щелкните правой кнопкой на имени Cone (в окне менеджера объектов) и выберите в контекстном меню Show Tracks (рис. 5.143).
В меню хронографа Objects выберите пункт Spline to Position Tracks (рис. 5.144).
Запустите просмотр анимации. Источник освещения будет поворачиваться вслед за двигающимся по траектории конусом как за целью (рис. 5.146).
Источник излучения Sun имеет аналогичные параметры, что и источник Light. Свойства его тэга Sun Expression (вкладка Tag) приведены на рис. 5.147.
Piic .5 145
Источник излучения Sun с помощью свойств тэга Sun Expression позволяет учитывать географическую долготу и широту, а также время суток. Это дает возможность получить реалистическое освещение ландшафта,
необходимое при планировке, например, городских зданий и загородных коттеджей.
Latitude - задается географическая широта местности с указанием северного (N) или южного (S) полушария. Влияет на положение объекта Sun (выше/ниже).
Longitude - задается географическая долгота местности с указанием западного (W) или восточного (Е) полушария. Влияет на положение объекта Sun (правее/левее)
Distance - расстояние от центра глобальной системы координат до объекта Sun. Чем меньше значение, тем ниже орбита солнца располагается над землей.
Time - задается время суток. Если надо ввести текущее время суток, щелкните по кнопке Now. Ниже расположены поля для ввода даты. С помощью значений Time можно управлять перемещением объекта Sun (а в принципе, любого объекта, у которого имеется тэг Sun Expression).
Создайте сцену из следующих объектов: Cube, Floor с материалом Grass 001 и Sun. Для установленных Latitude, Longitude и других параметров (рис. 5.148) изменяйте время суток (с помощью счетчика) и наблюдайте за перемещением объекта Sun по орбите. Восход - на востоке, расположенном на положительной полуоси оси 0Х. Зенит расположен на положительной полуоси оси 0Y. Закат - на западе, расположенном на отрицательней полуоси оси 0Х. Соответственно изменяется отбрасываемая объектом Cube тень (рис. 5.149-5.151).